Сайт памяти поэта и композитора Александра Викторовича Зайцева

Часть I

РЕКВИЕМ
(скерцо)

I
Я оставляю Север; берег и огни гимнов
Чтобы отныне и присно - Ветер и ритм Воды.
Осень; все ярче иней на отблиставших нимбах
Звеньях иного Света, - Знаках чужой беды.

II
Помесил я земель, грязей
Поумял и цветов и трав
Только я не шел,
- уходил

Ветер вёл, изводил, врал
Усмирял ритм осенней Воды
Только он не пел,
- отпевал

От дорог, берега-Огня
Не тропой, не водой, - вдоль
Я ж не мир, - себя
покидал...

III
Репин. Масло. Никто не ждал.
Не вернулся, увы, - дошел
Что едал, что на ем видал,
ой ли в лом, а мне в кайф, Бог дал
Что ни деется, - ХоРоШо.

IV
День, как день, как один миг
Вечер важно вздохнув, - сник
Навзничь в ночь, изойдя в крик
- я привык...

Все условнее мир, язык
Всеувечнее речь книг
Бог да я, но мой Бог безлик
- О.Н. привык...

Пуст, но светел мой взгляд, стих,
жест; и жест оскудев стих
До души ль, плоть, да Дух впритык
- Еqo eimi o on привык.

V
Сколько памятных вех за рекою, в дали
Столь засыпано рек, сколь намято земли
Столь всего унесло Ветром, вышедшим встречь
но
Столь Добро, столь не Зло,
и не ложь,
раз не речь

СОВЕСТЬ

Он слетел и унес; с чем равнял, что равнял
Дар восторгов и слез, что миря, - отсмирял
нет, не наземь, в ту даль, к созиданью гряды
Снес, свивая спираль,
Снес, сметая следы...
...цирк и церковь в слове круг...
из меня

Дух, не способный к излишествам, - слабеет
Теофраст

...верь мне! я не гонялся ни за сенсациями,
ни за каламбурами. Намерения мои были совершенно
серьезны. я и тебя прошу отнестись к писаниям сим
сообразно этому.
Хань Ши-цянь

Язычество - слова, слова, - анализ веры
Послушник двух стихий, дошел я все же сам;
точнее пал,
но всякий шаг паденья мной был отмечен,
избран,
преисполнен,
просчитан,
доведен до совершенства,
и сыгран вновь,
и как;
отныне обреченный быть правилом игры.
Ведь то была Игра.

Язычество - Игра, не в классики, так в бисер;
азарт
- ни Боже мой,
- бесцельный изыск форм
не поиск, в том есть страсть, тщеславье,
фрейдовитость,
а Изыск, - суть игра,
бесстрастность. Но цинизм.

Язычество - изыск..., пусть изыск, но не дар;
так, промельк воли,
блажь воспоминанья о прошлом, о любви...
любви колоссов,
прошлом классов, слов...
близ рухнувших колонн, близ павших алтарей,
где
Бог, не то чтоб Бог, и
не ахти, как Сын, как
дочь ахти, но павшая. Увы; и
скажем - отошла; недалеко, но
незадолго пав, пред тем.
Хотя;
;Сдается мне, что всякий миг паденья
был прежде обусловлен. Ну, т.е.
избран,
ловко снят,
просчитан,
искусно доведен до совершенства и,
преисполнясь, сыгран вновь;
и вновь;
и вновь..., однако:
Динамика и блеск нюансировки,
муар цезур,
бесстыдство откровений...
здесь, чистый тон представленных эмоций
за гранью Зла, как, впрочем, и Добра;
я поясню, сравнив.
Достойнейший пример;
уместен,
прост, как жест, представьте:
чистота,
той высоты и силы и резкости...,
...примером коей, в качестве примера
нам послужить и может, и готов,
мгновение назад усопший вождь.
Допустим чистота, но чище чистого и,
качество ея,
отчасти тоже цель;
по цели и цена.
Цены таланту, коему доступно являть себя вне
граней Мастерства, где:
крутизна, плюс
местечковый пафос -
- уместный лоск характеристик черт.
Часть первая.
- Анданте -
- лейтмотив; но дальше, - Скрецо - гвалт -
-
Вторая часть;
не исподволь, что важно,
- навзничь,
вдруг...
- красиво, но назло,
как
краже красного, и,
смех, само собой;
заливисто, не кроясь, всхохотнув,
но
выдя за порог шумливо, удало заржав,
- во весь опор смеялся и лайяй.
Фермата.
Вздох.
Часть третья - скороный Марш;
- нон тропио фьеро,
коме примо,
квази фьеро;
сколь скуп и скуден жест, под
sтtep tтo stтep сложенья,
смиренно возлагаемого миру...

- "не подрифмован,
вздор - де,
аритмичен...,
- души, мол, чести в том,
что тени пополудни...,
изряд вон, знать,
ту знать,
ту серь пристольную, а
скорбь и посмех - псам."
Столь в Благовествовании о Сыне эмоций, Им заявленных
прилюдно.
Здесь эманации, эмоции, софизмы,
усеявши, без меры, ткань сказанья,
в значенья, данные им, восходя, -
- взошли и, мне
ни надобности ныне в них, ни славы

За сим, приложенным;
надеясь, что дались
в причудах мелоса,
окладе оговорок
угодные вниманию черты того,
о чем не рассуждают всуе,
взывая к Небу ли,
ищась в себе подобных, не то,
к себе оборотясь, да на ночь глядя...
того,
чему не найдено сравненья,
чему учить чревато и учиться,
а след,
печально малое число,
то, за указ и меру полагают;
иные ж,
в ком, изрядного ль ума,
уменья ли,
усердья ли достало
лишить все сущее томления и тлена,
придерживают
то же за кураж,
за вздор,
маниакал,
потворство Майе...,
без права явствовать, в ком ни было б
Основой, иль
извиняемым огрехом воспитанья.

Короче;
умиления достойны прошедшие
сквозь времена,
сквозь нравы,
те, кто подобно кесарю Сизифу
мудруют
над Возвышенным и Мнимым, где:
широта окинутого взором,
тысячелетья трудового стажа,
мощь пролежней в пластах ассоциаций, -
немало в состояньи утаить “открытий чудных” и
оставленного вне,
там, где
условность игр,
утонченность ролей, - увы,
не дар, но богомерзкий труд,
что обретен был, как иной Эдем.

Запущенный цветник.
В секрециях любви ожив,
в трудах ли,
играх, - суть не в том, - я спас.
Я! Спас; не в силах...,
походя, дав Самого,
ну т.е. сам - суть Сам.
Стал быть, -
спасая - спас само - одно, прикинь, но
Чудо!
Слово!., То..,
и только.., но уволь,
сколь было, столь и спас;
снискав и обретя, я
снизошел и внил и,
словом, - превознес,
с Достойнейшим сравнив.
Затем - попрал...
Итак;
достигши - превзошел, чтоб,
ерничества для,
тотчас преобразить
миг просветленья,
причащенья псалм в разнузданный кураж,
глумленье превосходства,
что доступно
изгою средь рабов,
чья карма, -
равным быть титанам и богам;
прибавьте к этому иронию,
сарказмы,
блеск издевки.., - да,
но не диктат;
Я тут же отошел,
точней, - дошел,
еще точнее - пал;
по сути, переход из Павла в Савлы, -
момент вступленья на круги своя,
где
всякий шаг, являясь совершенством,
все ж
предопределен и обусловлен.
Склоняюсь пред знаменьем благодати,
с величьем Духа и
согласием ума, где
с эклектичностью сопряжена искусность,
по барству жеста, и
капризность строк,
под стать
безвкусью и излишеству манер,
с высоким штилем и небесным строем.

Да-с,
в гору, скопом, - право, не гуманно;
указано ж, что: "Jedem, мол, dab seine" ...
знать,
в гору ближе было,
более к лицу,
под стать сословью ли,
соцветью, иль сомненью...,
мне ближе прикуп; то бишь,
сопричастность участья..,
состраданье,
омовенье..;
кому-то, ить, игра, - блуд тот же,
нечестивость,
на крайний случай,
перебесь от жиру..,
мне ж был наказан взгляд, оставшийся
лишь в детях, да
нехристях эллинского Олимпа.

Теперь последнее;
извольте снизойти
даров изысканных, и мною претворенных;
даров данайских, без морщин забот, но
при валетах бубен
и казенном доме;
Идущий ж мимо, чье послушничество, -
- повод,
слуга покорный самому себе,
кому
Язычество, - нечаянный исход,
предвосхищающий демарш
координат
Трех Ипостасей Явленного Света,
где
Слово, к последующий Знак, -
Игра
для бедных,
склонных к суициду;
не то,
поляна,
место бражных игр,
последний акт заклания таланта;
с индеферентностью
Идеи и Деянья,
как
Модуля, соизмеренья для;
для Мастерства,
для Мастера и,
Масти;
Их Триединство, - чистая формальность;

ТриО:
Сам Один,
Однова, - стихийность стати,
власть,
соискупленье,
самодостаточность
стремлений и основ..,
Послед, от сослагаемого страсти, и
производное
Святейшего Союза, -
- намеренно
Воссозданное Зло;
что отражает сущность
Самого, где
Один - сам же, но
не часть,
не край, и
не ахти, как Сын.., как
дочь ахти, но павшая; увы, и...
в обмен отошла...

Прельщаюсь, право
подвести итог;
При мнимом разночтении понятий,
отличьи Знаков,
их роднит одно, -
- несносное желание улучшить;
и Знак,
и Выражаемое Им;
сыскать иное качество
Тому, что
явлено, в мир,
Суммою Понятий.

Тождественны Гармония и Хаос, и
Свет и Мнимость, -
соотнесены, при
оглашенной избранности Знака;
чрез то,
Понятие, с дальнейшим улучшением
Того, что
изначально было Совершенством, и
совершенствуем мы, право,
лишь Его; а
"Помыслы и Потуги Благие,
и
ноне чтут, мостя дороги в Ад"..;
о них
исход мой, и
походный труд; и
путь сей есть
Финальная Игра,
с заглавной буквицы
и Вектора
и Знака;
Идущий и внимающий Игры,
об трех личинах же;
сам есть; крупье,
партнер, и
правило, - суть Слово;
из чувств, - отчаянье..,
- не густо, - да,
хотя..,
хорошим, всяк Создатель не богат;
чрез то,
и Отношение,
и Знак, - Знак Обреченности,
причастности к сословью,
удел чей, -
не безБожие, но лишь
сомненье, в том, что
безверие нам не доступно.

На этом, досточтимо завершен процесс сложения,
как
некий выбор формы,
достойной
и Творца,
и всякой твари;
в чьем очерке изъявлен
ЗНАМЕНАТЕЛЬ
Предвечного, и
Созданного Им;
увы,
безмерно и неисчислимо,
то,
бесконечно малое величие,
присущее
Началам и Значеньям,
делимое и впредь, но
на само себя.

На выбитой поляне озарений,
где,
в запустеньи, близком к идеалу,
мне явлен был
соблазн
восторгов ереси и сокрушенья;
от вер, к
довериям предшеств,
за грань творенья,
за эскиз,
от воплощенья к Замыслу,
чтоб там,
слагаемое,
вновь разъять.
Что ж;
таинство глубин и соскочивший Дух.

Мелея спал поток;
без ветра,
вне уклона;
последний горизонт,
непредсказанный круг, -
десятый;
дантов;
здесь, где
предел, всех мыслимых свобод.

Язычество - слова...
немного символов,
немного естества,
и,
света солнца в ледяной воде...


письмен опальное сказанье
в языках пламени немых
ста уст невольное признанье.
ста вод бега.
ста пут стяжанье
Явленной Тьмы

- Дар святый.
за пятою голой
упал на темное чело
январь. Творцово ремесло
по всей земле мелым-смело
урочны долы

пред горний, безобразный крест.
истекло Ревностное Слово
огнем строки.
огнем Иеговым.
огнем язычески - соловым
безумных звезд.


... урочье.
Во чертах пера
шаманья пляска мысли зимней;
- меркуриальная игра
в кругу эриний.

Январь.
Бог за два.
Рождество
трех дев и внемлющего гневу.
... изыск.
... игра.
... ЯЗЫЧЕСТВО ...
Помин по небу.

и ярость
и склоненный Свет
и возвращающийся Ветер
дарит услужливый конь блед
во-осанна Кетер

Смятенный бубен
Тяжкий пляс
во тьме оскопленного неба.
- греха рифмованный оглас.
... урочье гнева ...